Priest-hears-Confession

Мы – образ Божий (День 1)

Апостол Матвей в Евангелии повествует о том, как мать сыновей Заведеевых просила Христа, чтобы её сыновья сели у Него «один по правую сторону, а другой по левую» в Царстве Небесном.

«Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».1

Человек по своей натуре стремится занимать важное место в обществе, быть «кем-то». Следовательно, он ищет возможности, чтобы удостовериться в своей значимости; в наше время это называется стремлением к самореализации. Однако зачастую такое стремление к самоутверждению в собственном мнении идёт вразрез с учением Христа. В таком духе мать мечтала о возвеличивании своих сыновей в Божьем Царстве, в той же перспективе оценили сыновей Заведеевых апостолы, которые «вознегодовали» на них.

Следовательно, если мы хотим, чтобы кто-то нас слушал, прежде всего, мы должны ему служить. Такова правда Евангелия: царствовать – значит служить. Христос – наш Царь, потому что умирая за нас, Он служит нам «даже до смерти, и смерти крестной». И мы должны взаимно служить друг другу так же, как Христос нам служил, не ожидая за это никакой платы. Иисус, умирая за людей, знал, что многие Его отвергнут.

Если бы мы ежедневно принимали на себя труд служения, вероятно, другим людям легче было бы увидеть в нас Христа. Не было бы стольких проблем, которые сопровождают наши супружества и семьи. Во время одного из своих паломничеств в Польшу св. Иоанн Павел II напомнил учение II Ватиканского Собора: «Человек — единственное на земле творение, которое Бог пожелал создать ради него самого». И, в то же время, этот человек, созданный по образу и подобию Бога, «может полностью найти самого себя только через искреннюю самоотдачу»2. Следовательно – не эгоизм, а готовность к самоотдаче.

Исходя из этого мы можем прийти к убеждению в собственной беспомощности. Это хорошая ситуация. Констатируя, что мы не умеем так жить – мы можем признать свою малость и слабость. Таким образом Бог как бы объявляет правду о Себе и о человеке. Человек слаб и грешен, но, в то же время, он – как говорил Иоанн Павел II во время проповеди в Варшаве – «Божьего происхождения, является образом и подобием самого Бога, Богом создан, Богом-человеком искуплен, наставляем непрестанно Духом Истины – Святым Духом. Такова правда о человеке»3. Следовательно, несмотря на наши слабости, мы хотим ответить на призыв Христа и протягиваем руки к Господу. Он наполнит нас Своею силою. Быть маленьким по отношению к Богу – значит признавать собственную слабость и всего ожидать от Него, и тогда «начавший в вас доброе дело будет совершать его».4

С нами Матерь Божия, потому что мы слабы. Если мы Ей доверимся – Она сама приведёт нас к Христу. В жизни нашей веры самое главное – полностью Ей довериться, потому что «призрел Господь на смирение Рабы Своей» и великие вещи сотворил.

Мы созданы для любви и общения (День 2)

В евангельской сцене разговора Христа с богатым юношей, который обратился к Нему с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», мы слышим совет Христа: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».1

Христос призывает нас к внутренней свободе, которая обретается посредством отказа от такого стиля жизни, в котором на первый план выдвигается стремление к обладанию. Лишь тогда, когда мы откажемся от того, чтобы много «иметь», мы сможем сконцентрировать свою жизнь на её истинной ценности – на персональном «быть». Только тот, кто способен раздать то, что имеет, откроет, что не эти блага и состояние являются сокровищем, над которым следует бдеть, но что настоящее сокровище – это сердце, способное отдавать, дарить себя другим благодаря Христу. Подлинное сокровище – умение быть «даром». По-настоящему богат не тот, кто много имеет, но тот, кто много раздаёт. Нужно быть нищим духом, чтобы распространять вокруг себя добро. Этот евангельский парадокс позволяет нам открыть подлинное и неисчерпаемое сокровище – сокровище нашего сердца, посредством которого мы достигаем единения с Богом, который в Пресвятой Троице «существует как Дар».2

От нас не требуется давать много. Даже тогда, когда мы имеем самую малость и именно её отдаём, чтобы проявить нашу любовь к Богу, мы даём больше всего. Настоящую любовь мы проявляем тогда, когда даём «от скудости своей» – из того, чего нам самим недостаёт. Если наши сердца будут привязаны к имеющимся благам, мы никогда не сможем открыться для Христа и принять в полноте дар Его Личности. Одной из самых больших проблем нашего времени является то, что люди стремятся жить для себя, отгораживаясь этим от Бога и других людей.

Каждый, кто, давая «от скудости своей», потеряет что-то ради Бога и ради других людей, получит несравненно больше. Всё, что мы имеем, мы имеем от Бога. Но, когда мы слагаем из этих приобретённых благ наш дар, Бог в безмерной своей щедрости вознаграждает нас за каждый бескорыстный поступок, жест или хотя бы улыбку. То, что мы делаем, может быть втайне, и в глазах других людей – малозначительным. Но если наши поступки будут продиктованы любовью и желанием делиться тем, чем мы можем, то – в глазах Божьих – это приобретёт большое значение.

Иисус, уча в храме, «увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела»3. Подлинную ценность наших жертв знает только Бог. Никто не догадывался, как много давала евангельская вдова, кладя в сокровищницу монету небольшой ценности, которая в её случае была единственным обеспечением. Если мы хотим помогать другим – наша помощь не должна бросаться в глаза и быть непременно огромной. Она может быть и вовсе неприметной, как помощь женщины, давшей вязанку сена коням, которые тянули повозки с камнями.

Именно такие мелкие жертвы, повседневные поступки, не бросающиеся в глаза и не приносящие нам особого удовлетворения, имеют в глазах Бога наибольшую ценность, если они продиктованы любовью. При этом они доступны каждому из нас. Никто ведь не может сказать, что не способен дать Господу такую малость. Таким образом Бог даёт нам возможность осуществления призыва Христа: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Это сокровище – не столько ожидающая нас награда в небе за каждое осуществлённое добро, сколько, по-видимому, наполнение нас в вечности тем, что было сокрыто уже здесь, на земле, во внутреннем «сокровище» наших сердец – наполнение нас безграничной, бескорыстной и самой чистой любовью самого Бога.

Когда Бог перестает быть в центре – гаснет любовь и исчезает сопричастность (День 3)

Как же часто во всём, что мы делаем, мы ищем себя. Мы вкладываем много сил и труда во что-либо, но из эгоистических побуждений. Даже если мы кому-то помогаем, то ожидаем благодарности и взаимности с его стороны – нам больно, когда кто-то не замечает нашего труда.

Когда сестра святой Терезы Младенца Иисуса, Селина, жаловалась, что в один из дней она была очень уставшей, потому что работала больше других, Тереза ответила: «Я хочу, чтобы ты всегда была как доблестный воин, который не жалуется на свою усталость, собственные раны называет только царапинами и, непрестанно принося облегчение другим, считает их мелкие недомогания серьёзными». «Я созналась ей в этом, – пишет Селина далее, – потому что испытывала такую сильную усталость из-за того, что никто о ней не знал». «Почему нам не хватает смелости? — ответила Тереза. — Потому что нас никто не жалеет! Если бы какой-то сестре сказали: ты устала, иди отдохни – она бы сразу почувствовала себя менее уставшей. Желать, чтобы нам сочувствовали – это естественно, когда мы недомогаем. Блаженная Маргарита-Мария, у которой дважды открывалась язва, считала, что страдала только по поводу первой, поскольку вторая, которую она не могла скрыть, стала предметом сочувствия со стороны сестёр. Если тебя жалеют – ты имеешь утешение. Если нет – радуйся этим! На твоём месте я желала бы последнего и оно более отвечало бы мне. Всё или ничего: либо такое сочувствие, которого заслуживает твоё страдание, либо полное забвение. И, чтобы оно было как можно большим, сама помоги этому!.. Обрати внимание на заботы других – на то, что они имеют право на жалость и утешение больше, чем ты».

Очень часто и мы переживаем схожие проблемы. Нередко, служа другим, – близким и детям дома, обществу или нуждающимся людям, – мы хотим, чтобы замечали нашу усталость, чтобы нам оказывали сочувствие и понимание. «Вести себя подобным образом, – говорила св. Тереза, – значит подражать курице, извещающей всем приходящим, что она снесла яйца». Однажды, когда св. Тереза заметила, что её сестра Селина задерживается дольше подле неё, не торопясь успеть на рекреацию и не прислуживая с таким же усердием другим, менее больным сёстрам, она сказала ей: «На твоём месте, несмотря на то, что у тебя нет прямой обязанности, я делала бы всё, что возможно, чтобы идти на рекреацию и служить другим больным. Я придумывала бы себе тысячу способов для жертвы, избавляясь при каждой возможности от чего-то, чтобы испросить милости для тебя. Никогда не нужно в чём-либо искать себя самого, потому что «в ком любовь истинная и совершенная, тот ни в чём не ищет себя самого»1. Поэтому, в конце моей жизни в ордене, я чувствую себя такой счастливой, как только можно себе вообразить, потому что я никогда не искала себя. Тот, кто отрекается себя, уже здесь, на земле, получает награду. Ты часто спрашивала меня о способе достижения чистой любви; вот он: забыть себя самого и не искать себя ни в чём».

Если в отношениях с другим человеком мы забываем о Христе и ищем себя, тогда мы не можем говорить, что мы выбрали Христа и пошли за Ним. Всегда, когда мы ищем себя, мы перестаём любить. Ибо к любви приходят через «забвение себя самого, не ища себя ни в чём». Иисус на протяжении своей земной жизни постоянно отдавал нам всё, зная, что нашим ответом на Его любовь к нам и на добро, которое Он нам делал, будет распятие.

Когда человек сосредоточивается на себе, его охватывает печаль, подавленность и уныние, потому что он ни в чём не находит настоящей радости и счастья. Только подражание Христу может дать нам полноту счастья. Когда св. Тереза заметила, что её сестра Селина слишком занята собой, она сказала: «Уходить в себя – это истощать свою душу! Нужно тогда немедленно приступать к совершению дел любви к ближнему. Иногда человек очень плохо чувствует себя наедине с самим собою, в духе; тогда он должен немедленно перестать заниматься собой. Бог вовсе не налагает на нас обязанности оставаться в своём собственном обществе. Наоборот! Он часто допускает, чтобы мы были сами себе немилы, чтобы отпустили себя. В данном случае я вижу только один выход: отречься себя и навестить Иисуса и Марию посредством совершения дел любви к ближнему». Любовь к ближнему – это практическое выражение нашего продвижения за Христом. Когда мы замыкаемся в себе, мы истощаем свою душу. Наша духовная жизнь становится неглубокой и поверхностной. Вместо Христа мы выбираем себя.

Зависимость от идолов и ложных опор (День 4)

Селина рассказывает, что во время своей болезни она обратила внимание на то, что сестра Станислава брала для св. Терезы Младенца Иисуса «всегда очень тонкое бельё, которое она выбирала с особой тщательностью, чтобы даже в этом принести ей хоть немного облегчения». Святая из Лизьё сказала тогда Селине: «О душах тоже нужно заботиться, но часто об этом не думают и наносят им раны. Почему? Почему бы не приносить им облегчения с той же деликатностью, с той же любовью к ближнему, с какой мы печёмся о теле? Ведь души больны, очень слабы, они страдают. Какую же чуткость мы должны проявлять к ним».

Вышеупомянутые слова мы можем отнести к конкретным проблемам, которые наваливаются на нас ежедневно. Ведь нас окружают люди слабые и страдающие. Мы тоже относимся к ним. В контактах с людьми мы нередко сталкиваемся с проявлением внутренней потерянности и слабости человека – с агрессией. Если кто-то набрасывается на нас или своим поведением и запросами становится обременительным для окружения – мы должны быть особенно деликатными по отношению к нему; «немощного в вере, принимайте без споров о мнениях»1 – призывает апостол Павел. Человек, который страдает, жаждет любви и часто своим поведением показывает, что нуждается в проявления сердечности по отношению к себе. Наша деликатность по отношению к нему может поначалу обескуражить его, но, в конце концов, он будет пленён ею. Как часто всё же мы не верим, что наша мягкость и деликатность быстро принесут хорошие результаты; мы забываем о том, чему нас учит Евангелие.

Грешница и мытарь Матфей «обратились» благодаря любви Иисуса, проявленной к ним с большой нежностью – вот путь к сердцам потерянных людей. Зато по отношению к уверенным в себе и своих знаниях фарисеям Христос был безжалостен. Обнажая их спесь и лицемерие, Он говорил им: «даёте десятину с мяты, руты… и нерадите о суде и любви Божией»2. Он показывал, что они чтут ложного бога, упрекал их в идолопоклонстве. Его слова попали в цель, поскольку вызвали у них такую ненависть, что они хотели побить Его камнями. Мы служим идолам, которых сами себе создаём и, вместе с тем, сгибаемся под тяжестью собственной слабости. Как часто мы сами потеряны! Легче всего заполучить наши сердца посредством любви. В её свете мы видим своё зло, при этом мы не чувствуем себя отброшенными, но притянутыми к Богу, и, хотя это не легко, мы соглашаемся отказаться от служения маммоне. Настоящая любовь ломает стереотипы и ложные представления о Творце. Следовательно, как трагична судьба и духовная ситуация человека, к которому никто не проявил любви, по отношению к которому никто не был мягким, доброжелательным и снисходительным! Такой человек становится потерянным. Он создаёт собственное видение мира, хотя, в действительности, хочет не этого. Ко Христу люди тянулись потому, что Он являл им настоящую любовь. Те же, кто имел собственные представления о Боге, – фарисеи, богачи и книжники – не захотели от них отказаться и отбросили Христа.

Христос – наш путь к полноте человеческого бытия (День 5)

Иисус накануне страданий и смерти на Кресте установил таинство Своего непрестанного пребывания среди нас. В Евхаристии Он упрочил Жертву Креста и в то же время уничижил себя до такой степени, что согласился на добровольное заключение и полное самопожертвование ради нас, на презрение. Евхаристия является откровением бесконечной любви Бога к нам, совершенным даром Христа и Его непрестанным, реальным присутствием в Церкви. Евхаристия – это таинство, призывающее человека к единению с Богом. Иисус хотел, чтобы каждый из нас, отвечая на Его любовь, мог настолько тесно соединиться с Ним, чтобы Он пребывал в нас, а мы в Нём. Во время Тайной Вечери Иисус сказал своим ученикам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас».1 И далее молился: «[Отче], Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».2

Таинство Евхаристии становится для нас более понятным благодаря символике хлеба. Как зерно, прежде чем стать хлебом, должно быть обмолочено и раздавлено, так же Иисус сперва был бичёван, а позже раздавлен пренебрежением Его любви, плевками, насмешками и истязанием до смерти – чтобы стать для нас Хлебом жизни.

Устанавливая Святое Таинство: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру. Я есмь хлеб, сшедший с небес. Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».3

Наше пребывание на коленях перед Святыми Дарами становится для нас в то же время обязательством. Иисус в Евхаристии стал совершенным даром для нас, следовательно, мы так же должны стать даром для Бога и для людей. Это обязательство в полной мере осуществил святой брат Альберт Хмелевский. Его знаменитым призывом был: «Нужно быть добрым как хлеб – как хлеб, который лежит на столе для всех, от которого каждый может отрезать кусок для себя».

Этому «богословию» хлеба брат Альберт учился у Христа, который, став для нас хлебом, учит нас уважению человеческого достоинства и способности любить его до полного истощения самого себя. Каждое принятие св. Причастия и каждое наше поклонение Святым Дарам является вновь обращённым к нам призывом: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».4 Подражая Евхаристии мы становимся хлебом жизни для всего мира. Евхаристия помогает нам в воссоздании общности между людьми, учит нас жить для других – для семьи, для общества, для Церкви.

Евхаристия показывает какую ценность в глазах Бога имеет каждый человек, поскольку каждому в равной степени Христос отдаёт себя под видом хлеба и вина. Христос даёт нам самого себя, и от того, насколько мы открыты, чтобы принять Его, будет зависеть, сможем ли мы когда-нибудь вслед за апостолом Павлом повторить: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос».5

Чтобы любить по-настоящему, необходимо очищение сердца (День 6)

Селина, сестра св. Терезы Младенца Иисуса, так говорила о ней: «Я заметила, что когда Тереза работала в ризнице, то, после исполнения своих обязанностей – особенно в свободные от работы дни – она преднамеренно проходила перед ризницей с той целью, чтобы её позвали. Она старалась попасться на глаза сестре, ответственной за ризницу, чтобы та могла попросить её об услуге, от чего, впрочем, она никогда не отказывалась. Зная, чего Терезе это стоило, я подавала ей знаки, чтобы она туда не ходила, изобретала разные способы, но всё напрасно».

Святая Тереза в оказании своих услуг видела возможность служения Христу. Поскольку она любила Христа до безумия, каждая принесённая Ему жертва, была для неё делом первостепенной важности. Поэтому, она хотела служить Христу каждую минуту, хотела, чтобы её всё более вовлекали в служение. Это не давалось ей легко (о чём говорит вышеупомянутая цитата!), но, если кого-то любят до безумия – трудности перестают существовать.

Нам недостаёт этой безумной любви к Христу, ибо, если бы мы её имели, тогда видели бы в ребёнке, который нам мешает, приходящего к нам Христа. Это Христос будил бы нас ночью, Христос призывал бы нас к дополнительной работе. Когда нам трудно бывает принять такие ситуации, мы должны мотивировать себя следующим образом: всё, что мы должны сделать, будем делать для Христа. Тогда наверняка не ошибёмся, ведь Он присутствует в каждом человеке.

Сохраняя такое расположение духа мы будем иметь шанс услышать в Судный день: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня».1 Когда же удивлённо спросим: Когда, Господи? – увидим те события нашей жизни, когда мы решились на бескорыстный акт любви к ближнему, когда, преодолев себя, мы совершили поступок, на тот момент превосходящий наши возможности

Такое поведение не даётся легко. Мы должны хотеть давать не от избытка, но «от скудости своей». Очень легко заняться ребёнком, когда у нас есть время. Зато необычайно трудно разглядеть присутствующего в нём Христа, когда, как нам кажется, мы им не располагаем, когда мы не выполнили наших обязательств, когда – что ещё хуже – кто-то будет отчитывать нас – и не так, как это делал Иисус, а как у нас обычно водится – не скупясь на критику.

Принятие трудностей, которые возникают тогда, когда мы реализовываем – как нам представляется – Божью волю, станет возможным в том случае, если мы будем уповать не на себя, то есть, на свои собственные планы и возможности, но на сопутствующую нам ежедневно Божию любовь. Это можно сделать через Марию, потому что «душа, – как пишет св. Максимилиан Мария Кольбе, – будет испытывать потребность прибегнуть к Ней, видя свою слабость и нищету».2 Необходимо всё вверять Ей. Каждый день посвящать Богу через Непорочную, вверять Ей все свои планы и намерения, говоря: сделай с моим днём всё, что захочешь, Сама его направь. Мы должны быть последовательными, когда возникают препятствия. В этом случае лучше всего улыбнуться Божьей Матери и сказать: Мария, я вижу, Ты испытываешь меня; я ничего не понимаю, но хочу всё принять, потому что верю, что всё происходящее имеет смысл в свете веры, хотя сегодня я ещё не способен его увидеть. Таким образом мы будем вырабатывать соответствующее отношение к миру. Мы будем легче воспринимать препятствия, появляющиеся в нашей жизни.

Через смирение и упование к единению с Христом (День 7)

Человек, который стремится служить другим людям, будет оценивать их поведение совершенно иначе, нежели это делается в современном мире. Каким образом открываться на нужды людей, как удерживаться от их осуждения? Чтобы это стало возможным, необходимо быть очень смиренным. Только по-настоящему смиренный человек не будет оценивать других, перестанет думать о себе и будет стремиться служить всем людям. Гордый же человек сконцентрирован на самом себе, не замечает потребностей ближних – делает несчастным и себя, и своё окружение.

Что такое смирение? Можно согласиться с утверждением, что оно заключается в признании собственной слабости и ожидании всего от любящего Бога.

Человек, который признаёт собственную слабость, не оценивает ближних, потому что считает себя более слабым, чем они. Человек, который верит, что Бог его любит, не испытывает чувства зависти к другим людям, потому что знает, что получит всё, что ему необходимо в полноте и изобилии. Человек, который признаёт свою малость и верит, что любим – по-настоящему счастлив; он не привязан к благам этого мира. Он не зависит от одобрения со стороны других людей, не заискивает перед сильными мира сего только лишь потому, что они имеют так называемое положение и власть. Он знает, что получил намного больше – любовь самого Бога. Он является Его ребёнком, следовательно, он живёт как сонаследник Царства Небесного.

Мы являемся детьми Небесного Отца. Иисус Христос, научивший нас молитве «Отче наш», дал нам право так называться. Это право – называть Бога Отцом – Он приобрёл для нас ценой Своих искупительных Страданий и Смерти, которые актуализируются в Церкви в Евхаристической Жертве. Следовательно, каждая св. Месса должна быть самым важным событием дня для нас. На мессе происходит восстановление нас в звании детей Божиих. Особым выражением благодати Искупления является св. Причастие. Христос соединяется с нами, пребывая в нас как пища. Наше Искупление возобновляется.

Смиренный человек будет жить тайной Евхаристии. Изо дня в день он будет ожидать встречи с Христом в св. Таинстве. С надеждой и с радостью он будет ожидать того мгновения, когда Бог снова его искупит, вновь одарит его всем.

Не будем огорчаться, когда обнаружим в себе зло, ведь и нам во время св. Мессы Иисус даёт всё. Следовательно, спокойно признай, что ты растранжирил, потерял то, что получил. Ты не жил плодами св. Мессы, в которой ты участвовал. Если бы было иначе, ты вёл бы себя как истинный ребёнок Бога, то есть, подражал бы Иисусу Христу. Не будем огорчаться, признаем наше зло и с надеждой будем ожидать всего от Бога, который на наших глазах совершает чудо Искупления. Во время св. Мессы мы омываемся кровью Христа от грязи наших грехов и наполняемся благодатью Божьих детей.

Мария является первым искупленным человеком. Будем просить Её, чтобы Она помогала нам открываться навстречу Евхаристическому чуду. Примас Тысячелетия Стефан Вышинский называл Её «Матерью Божьего Тела» и напоминал, что «поклоняясь Богочеловеку в Святых Дарах мы часто поём: Радуйся, истинное Тело, рождённое от Марии Девы». Мы обращаемся к Непорочной, которая является «не только Матерью Тела Христа как человека, но также Матерью Евхаристического Тела, ибо Евхаристии не было бы без Воплощения». Поэтому Кардинал Вышинский молился: «Возлюбленная Матерь Господа нашего Иисуса Христа, питающего нас своим Телом, сформированным в Тебе! Мы вверяемся Тебе, стремясь лишь Тебя почитать нашей Матерью, приносящей нам всегда самый лучший Дар – Своего Сына, которого Ты подготовила, чтобы Он был для нас Жертвой и Таинством».

Община основывается на Божьей любви агапэ (День 8)

«В нашей общине есть одна сестра с особым дарованием, – пишет святая Тереза Младенца Иисуса, – быть мне неприятной во всём. Её поведение, слова, характер кажутся мне очень неприятными, между тем это святая монахиня, которая должна быть очень приятной Господу Богу. Поэтому, не желая поддаваться чувству естественной антипатии, я сказала себе, что любовь к ближнему не заключается в одних лишь чувствах, но и в делах. И тогда я постаралась делать для этой сестры то, что делала бы для самого любимого человека. Каждый раз, когда я её встречала, то молилась о ней, предавая Господу Богу все её добродетели и достоинства. Я чувствовала, что это приятно Господу, потому что не бывает художника, которому не нравится, когда хвалят его произведения. И Господь, Художник человеческих душ, счастлив, когда люди не останавливаются на внешнем, но проникают до самых глубин и восхищаются красотой той сокровенной обители, где Он пребывает. Мне недостаточно было много молиться за сестру, которая подавала столько поводов для борьбы, я старалась оказывать ей всевозможные услуги. Поскольку она абсолютно не ведала, что я к ней испытывала, то никогда и не догадывалась о причинах моего поведения, пребывая в уверенности, что её характер мне приятен. Однажды во время рекреации она с очень довольным видом сказала мне приблизительно следующее: «Не могли бы вы мне сказать, сестра Тереза Младенца Иисуса, что вас так привлекает ко мне? Ведь каждый раз, когда вы смотрите на меня, я вижу, что вы улыбаетесь». Что же меня привлекало? Меня привлекал Господь, скрытый в глубине её души. Господь, превращающий всё самое горькое в сладкое и приятное. Я ей ответила, что улыбаюсь, потому что рада её видеть (разумеется, не добавляя, что только с духовной точки зрения)».1

В нашем окружении также есть люди, характер или поведение которых кажутся нам невыносимыми. Мы знаем, что сатана также помогает нам в создании негативных образов этих людей. В данной ситуации мы должны быть готовы к тому, что каждая встреча с кем-то из них будет сопряжена для нас с интенсивной внутренней борьбой – борьбой с самими собой и нашими слабостями. Поэтому, как сказала святая Тереза, необходимо положить на чашу весов добродетели этого человека. Постараться найти в нём положительные качества и, прежде всего, помнить, что в этом человеке присутствует Христос. Даже если этот человек ведёт себя недостойно, Христос, который живёт в нём, добр и ожидает нашей любви. Будем улыбаться Христу, восхищаться Его присутствием в другом человеке. Сосредоточившись на Христе мы сможем воздержаться от оценки поведения данного человека – оно больше не будет нас ранить. О святости человека говорит не его хорошее поведение, но, прежде всего, присутствие в нём Бога, и это мистическое присутствие более достойно внимания, нежели его поведение, которое может идти вразрез с учением Христа.

Христос является олицетворением добра, всеобъемлющим добром, исключительно добром. Поэтому в каждом человеке есть потенциальное добро, которое может проявиться в любой момент. Христос обращается к каждому из нас: молись за этого человека, проси о благодати для него, чтобы он освящался, заботься о нём, ибо Я живу в нём и хочу, чтобы он стал моим верным свидетелем. Если мы услышим эту просьбу, другой человек – независимо от того, является ли он источником радости или страдания для нас – станет близким для нас.

Всё, что мы делаем для ближних, мы делаем для Христа. Не для того, чтобы нами восхищались, но потому, что Иисус дал нам всё и имеет право всего ожидать от нас. Если мы будем стараться замечать Его во всём – наше окружение изменится. Как изменились бы наши супружеские отношения и семьи, если бы жена видела в муже, а муж в жене – Христа, если бы они, помня о Его присутствии, взаимно служили друг другу. Безусловно, это не легко, ибо, даже когда мы любим – нас могут отвергнуть. Христос любил людей, но был отвергнут ими и убит. Следовательно, не так уж важно, как относится к нам другой человек. Он может нас отвергать, не принимать, может нас ранить. Мы всё равно должны любить его, ведь в нём присутствует Бог.

Иисус учит, что мы не должны рассчитывать на то, что другой человек ответит любовью на нашу любовь. Но Христос отвечает всегда. Он непрестанно обращается к нам посредством этого человека: Я тебя люблю и всегда буду тебя любить. Следовательно, ничего не нужно ожидать от людей, но всего ожидать от Бога, который живёт в каждом из нас – так мы никогда не разочаруемся. Все разочарования, которые мы испытываем в общении с людьми, происходят из-за того, что мы слишком многого ожидаем от людей, поэтому, и получаем по меркам людей. Ожидая в другом человеке чего-то от Бога – мы получаем по меркам Бога. Бог никогда нас не подведёт.

Христос ожидает нашей любви в ближнем (День 9)

Как-то в один из вечеров св. Терезе Младенца Иисуса поручили приготовить ночную лампу для гостей, которые остались на ночлег. Нужно было поискать масло и фитиль, но все сёстры уже находились в кельях и двери были заперты. «Я испытывала, – вспоминает Тереза, – напряжённую внутреннюю борьбу. В глубине души я роптала на людей и обстоятельства и упрекала сестёр, что дали мне такую работу во время отдыха, когда они и сами могли всё сделать. Но в тот же миг засиял свет в моей душе. Я представила себе, что служу Святому Семейству в Назарете, что готовлю лампадку для Младенца Иисуса, и тогда я вложила в мою работу столько – столько любви, что делала это радостно и с сердцем, преисполненным нежности. С тех пор, – добавила она, – я всегда пользуюсь этим способом, который дал мне такие прекрасные результаты».

В повседневной жизни каждого из нас случаются такие ситуации, когда мы чувствуем, что нас используют, что кто-то злоупотребляет нашей доброй волей в служении другим людям. Мы начинаем испытывать чувства, очень похожие на описанные святой Терезой. Мы упрекаем таких людей, что они используют нас, вместо того, чтобы взять ответственность на себя. Как выйти из создавшегося положения, что сделать с чувствами, которые пробуждаются в результате несправедливого – как нам в тот момент представляется – обращения с нами?

Когда мы видим, что другие люди используют нас и не понимают, нужно учиться преодолевать естественный психологический барьер. Нужно захотеть с радостью и любовью сделать то, чего от нас дополнительно требуют. Святая Тереза советует выполнять эти действия для Христа. Следовательно, жена, служа мужу, служит присутствующему в нём Христу. Например, готовит еду для Господа.

Но здесь возникает новая трудность: что делать, когда другой человек ведёт себя отталкивающе и вызывающе? Как увидеть присутствующего в нём Христа? Как мотивировать себя к служению ближнему? В таком случае, мы должны постараться вникнуть в ситуацию другого человека – может быть у него проблемы, может он борется с трудностями, о которых мы ничего не знаем? При этом мы должны помнить, что Христос – присутствующий в каждом человеке в силу Искупления, делающего нас Божьими детьми и храмом Бога – тем более в нём страдает. Страдает оттого, что этот человек не уважает другого человека. Присутствующий в нём Христос ожидает проявления к Нему нежности и сердечности.

Если, например, жена проявит к мужу любовь ради присутствующего в нём страдающего Христа, вероятно, она начнёт иначе смотреть на мужа. Для неё уже не будет иметь большого значения его недружелюбное расположение или неохота к чему-либо, поскольку Христос в нём будет улыбаться ей и говорить: «Я люблю тебя. Я люблю тебя и умер за тебя». Так говорит присутствующий в ближнем Христос, хотя сам человек может вести себя неподобающе. Нужно жить тем, что говорит Христос, только это является истиной.

Если мы с любовью будем смотреть на другого человека и, видя в нём Христа, будем стараться вести разговор с Ним в своём сердце, в скором времени этот ближний начнёт меняться. Перед лицом настоящей любви даже самый пропащий человек становится другим. Но любовь должна быть настоящей, а не тактикой только. Должно быть подлинное обращение к Христу. Может быть тогда мы услышим в сердце Его слова: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».1

Ты сделал это именно тогда, когда жертвовал свою любовь Богу, присутствующему в твоей жене или в твоём муже, который был плохим, который тебя не уважал. Потому что в этом человеке сам Христос был жаждущим, голодным, нагим, израненным и ожидающим любви.

Безусловно, это трудно, но именно в таком духовном расположении кроется тайна настоящей любви. Именно так мы должны смотреть друг на друга. Как изменился бы мир, если бы мы были добрыми по отношению к ближним не только потому, что они к нам добры, но ради сокрытого в них Христа.

Реклама