Free-Wallpaper-Nature-Scenes

Одним из даров Святого Духа является дар знания. Дар знания – это способность человека всё лучше познавать окружающую его действительность и открывать законы, управляющие природой и вселенной.

Однако знание, исходящее от Святого Духа, не ограничивается одной лишь человеческой осведомлённостью: это особый дар, благодаря которому мы постигаем – через творение – величие и любовь Бога, а также – Его глубокую связь с каждым созданием.

Когда наши глаза просвещены Духом, они открываются созерцанию Бога в красоте природы и в величии мироздания и помогают нам увидеть, что всякая вещь говорит о Нём, всякая вещь говорит о Его любви. Всё это вызывает у нас огромное изумление и глубокое чувство благодарности. Такое же чувство мы испытываем, когда любуемся произведением искусства или каким бы то ни было чудом человеческого гения и творчества. Перед всем этим Дух побуждает нас прославлять Господа из глубины сердца и узнавать в том, кем мы являемся и что у нас есть, бесценный дар Бога и знак Его безграничной к нам любви.

Из первой главы книги Бытия, как раз в начале всей Библии, становится очевидным, что Бог любуется Своим творением, постоянно подчёркивая красоту и добротность всякой вещи. В заключение каждого дня, как написано, Бог видел, что это было хорошо: „И увидел Бог, что это хорошо” (Быт 1, 12.18.21.25). Раз Бог увидел, что творение хорошо и красиво, то и мы должны так же к нему относиться – видеть, что творение хорошо и красиво. Вот он, дар знания этой красоты: мы хвалим и благодарим Бога за то, что Он даровал нам такую красоту. Таков наш путь. А когда Бог завершил сотворение человека, там не говорится – „Он увидел, что это было хорошо”, но – „хорошо весьма” (Быт 1, 31). Это сближает нас с Ним: в глазах Божиих мы – самые красивые, самые благие и величайшие из творений. Бог нас любит, и мы должны быть Ему благодарны.

(Проповедь папы Франциска 21.05.2014, 1часть)

Открытие Творца в творении делает христианина радостным свидетелем Бога по примеру святого Франциска Ассизского и множества святых, которые умели прославлять и воспевать Его любовь через созерцание творения.

Но в то же время дар знания помогает нам не впасть в некоторые крайности или ошибки.

Первая – это риск считать себя хозяевами творения. Но творение – не наша собственность, которой мы можем распоряжаться по своему усмотрению; и тем более это не достояние лишь некоторых, немногих: творение – дар, чудный дар, который Бог вручил нам, чтобы мы о нём заботились и использовали его во благо всех, всегда с уважением и благодарностью.

Второй риск – это искушение остановиться на созданиях, как будто именно они дают ответ на все наши вопросы и удовлетворяют все наши желания. А Святой Дух и дар знания помогает этого избежать.

Мы должны беречь сотворённый мир – дар, который мы получили от Бога, дар Бога для нас. Мы – стражи этого мира. Когда же мы разрушаем творение, мы разрушаем знак любви Бога к нам. Охрана творения – это охрана дара Бога. Мы как бы заявляем Ему: благодарю, я – господин творения, Твоего дара, и, чтобы оно развивалось, я никогда его не уничтожу. Таким должно быть наше отношение к творению – беречь его, но, если мы будем уничтожать его, оно уничтожит нас. Не забывайте об этом!

Мы должны просить Святого Духа о даре знания, чтобы мы хорошо усвоили, что сотворённый мир есть самый прекрасный дар Бога, о котором Он сказал: „это хорошо”, и является даром для самого лучшего из творений – то есть, для человека.

(Проповедь папы Франциска 21.05.2014, 2 часть)

 

Пребывать в любящем Присутствии (День 2)

«Кто принимает в своё сердце Святого Духа, тот обретает постоянный и нескончаемый мир, в отличие от тех, кто легкомысленно уповает на стабильность, которую дают деньги и власть», — сказал Папа Франциск, ссылаясь на фрагмент Евангелия от Иоанна, в котором Иисус возвещает ученикам: „Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам” (Ин 14, 27).  «Этот мир, — подчеркнул Папа, – коренным образом отличается от мира „мирского”, дающего поверхностный покой и даже радость, но лишь до определённого уровня.

Это может быть, например, мир от ощущения богатства: человек устроился в жизни и ни о чём не беспокоится, потому что у него много денег. Это мир богатств. Иисус предостерегает нас от упования на такое богатство и с предельным реализмом заявляет: может прийти вор и всё унести. Деньги – подчеркнул Папа – не дают окончательного покоя». «Металл ржавеет», — напомнил Св. Отец и тоже привёл весьма реалистичный пример: биржевой крах, из-за которого можно лишиться всех накоплений. «Это не стабильный мир, а поверхностный, временный», — сказал Папа и затем проанализировал ещё два типа мирского покоя.

«Во-первых, это покой от ощущения власти. Он тоже „не работает”, — констатировал Папа: достаточно государственного переворота, и ты теряешь власть. Вспомним царя Ирода – как же он забеспокоился, когда Волхвы сказали ему о рождении Царя Израилева: мира как не бывало!

Во-вторых, это покой, который приходит от удовлетворения тщеславия. Но это тоже весьма условное состояние: сегодня тебя восхваляют, а завтра оскорбляют». Это испытал на себе Иисус в Вербное воскресенье, а позднее – в Великую Пятницу. Следовательно, речь идёт о другом мире.

«Мир, дарованный Иисусом, — совсем иного плана», — сказал Понтифик. «Мир Иисуса – это Личность, это Дух Святой! В день Воскресения Он пришёл в Горницу и обратился с приветствием: „Мир вам. Примите Духа Святого”. Вот он – мир Иисуса: это Личность, величайший дар. Когда Святой Дух пребывает в нашем сердце, никто не может отнять у нас мир. Никто: это окончательный мир! Что же требуется от нас? Хранить этот мир. Хранить: этот величайший мир не исходит от меня, но от иной Личности, Которая его дарует, от Личности, пребывающей в моём сердце и сопутствующей мне всю жизнь. Его даровал Господь!»

Святой Дух нельзя «запирать в клетку», предупредил Папа, и нужно всегда просить помощи для того, чтобы сохранить этот великий дар Божий:

«Если вы имеете мир Святого Духа, если Дух обитает внутри вас, и вы это сознаёте, то сердце ваше да не смущается. Вы в безопасности! Павел говорил, что нужно пройти через множество испытаний, прежде чем войти в Царство Небесное. И у всех нас их очень много – маленьких и больших… „Да не смущается сердце ваше”: таков мир Иисуса. Благодаря присутствию Духа сердце ваше пребывает в мире. Оно не заморожено – нет, – оно в сознании и в мире: в мире, который нам дарует только присутствие Бога».

(Проповедь папы Франциска в Доме святой Марфы, 20.05.2014)

 

Тварь, покорившаяся суете посредством греха. Закон бренности бытия и духовный мусор (День 3)

Деньги служат для того, чтобы совершать добрые дела, для развития человечества, но, когда они становятся единственной целью жизни, они разрушают человека и его связи с внешним миром.

Некто из народа просит Иисуса вмешаться, чтобы решить вопрос наследства с братом         (Лк 12, 13-21). На примере этого человека Господь указывает нам на «наше отношение к богатству и деньгам». Эта проблема актуальна и сегодня. Это проблема каждого дня. «Сколько разрушенных семей из-за проблемы денег: брат против брата, отец против сына…» Так происходит потому, что привязанность к деньгам разрушает тебя и того, кто рядом. «Когда кто-то привязан к деньгам, он разрушает самого себя, разрушает семью».

Разумеется, нельзя абсолютно демонизировать деньги. «Деньги служат для того, чтобы продолжать многие добрые дела, замыслы для развития человечества». Но, что действительно достойно осуждения, так это неправильное их использование.

«Кто собирает сокровища для себя – не в Бога богатеет». Отсюда предупреждение: „Смотрите, берегитесь любостяжания”. «Именно это наносит вред: жадность по отношению к деньгам. Иметь всё больше и больше… Это ведёт к идолопоклонству, разрушает твои отношения с другими. Не деньги, а отношение к ним называется жадностью. Потом ты заболеваешь от этой жадности, потому что она заставляет тебя думать только о деньгах. Она разрушает, приводит к болезни…

В конце концов – это самое важное – жадность является орудием идолопоклонства, потому что она идёт по пути, противоположному тому, по которому мы идём с Богом. Св. Павел говорит, что Иисус Христос, будучи богат, обнищал ради нас. Это и есть путь Бога: смиряться, склоняться, чтобы служить. И напротив, жадность ведёт тебя по противоположному пути: будучи человеком бедным, ты делаешь себя Богом из тщеславия. Поэтому Иисус говорит нам такие суровые слова против привязанности к деньгам. Он говорит, что нельзя служить двум господам: и Богу, и деньгам. Он говорит, чтобы мы не беспокоились, что Бог знает, в чём мы имеем нужду, и призывает довериться с упованием Отцу, Который заставляет цвести лилии в поле и даёт пропитание птицам».

Ярким опровержением такого доверия Божьему милосердию является духовное расположение главного героя евангельской притчи, который не мог думать ни о чём другом, кроме обильного урожая хлеба на полях и о накопленном имуществе. Отвечая себе на вопрос: „что мне делать?”, он мог сказать себе: „поделюсь этим с теми, кто нуждается в помощи”. Но, вместо этого, будучи жадным, он сказал: „вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро моё”. Такое поведение скрывает стремление к «определённому виду идолопоклонничества», о чём свидетельствуют мысли этого человека: „Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”.

Именно в этот момент Бог возвращает его к реалиям бытия, предостерегая словами: „Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя”. «Этот путь, противный пути Богу, является безумием, он ведёт далеко от жизни, разрушает всякое чувство человеческого братства. Господь указывает нам путь: это не путь бедности ради бедности. Нет!». Напротив, это «путь бедности как средства, чтобы Бог был Богом, чтобы Он был единственным Господом, а не идолом из золота. Все блага, которые у нас есть, Бог даёт нам для того, чтобы мир развивался, чтобы человечество имело будущее, чтобы помогать другим.

И пусть останется в нашем сердце Слово Господа: „Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения”». (Лк 12, 15)

(На основе проповеди папы Франциска в Доме святой Марфы, 21.10.2013)

 

Когда творение заслоняет Бога и мы забываем о Божьем Провидении –             идолы и привязанности, ложные опоры и чрезмерные заботы (День 4)

 Зададим себе вопрос: и ты, и я – поклоняемся ли мы Господу? Обращаемся ли мы к Богу только за тем, чтобы о чём-то просить либо благодарить, или же мы прибегаем к Нему и для того, чтобы поклониться?

Что же означает поклоняться Богу? – Учиться пребывать с Ним, разговаривать с Ним, ощущать, что Его присутствие истинное, самое важное из всех. В жизни у каждого из нас есть вещи, которые мы считаем более или менее важными, — независимо от того, отдаём мы себе в этом отчёт или нет. Поклоняться Господу значит дать Ему надлежащее место; поклоняться Господу значит утверждать, верить – и не только на словах – в то, что лишь Он верно направляет нашу жизнь. Поклоняться Господу значит быть убеждёнными в том, что Он – единственный наш Бог, Бог нашей жизни, Бог нашей истории.

Последствия этого: избавление от многочисленных идолов – маленьких и больших, которые у нас имеются, и к которым мы прибегаем, считая их гарантом нашей безопасности. Это идолы, которые мы часто хорошо скрываем. Это могут быть амбиции, карьеризм, стремление к успехам, желание быть в центре внимания, склонность к доминированию над другими, претензии на наше исключительное господство в нашей жизни, какой-то грех, к которому мы привязаны, и многое другое.

Пусть в сердце каждого из нас прозвучит вопрос и искренний на него ответ: что является скрытым идолом в моей жизни, который препятствует мне поклоняться Богу?

Поклоняться Богу означает избавиться от наших идолов, в том числе и тех, которые наиболее скрыты, сделать Господа средоточием, главной дорогой нашей жизни.

Бог один, Бог есть единственный Бог, Он призывает нас избавиться от многочисленных идолов и поклоняться только Ему.

(Фрагмент проповеди папы Франциска в базилике св. Павла за стенами, 14.04.2013)

 

Духовный порядок – чтобы сердце было свободно для Бога. Позволить, чтобы Бог сам нас очищал (День 5)

Венцом размышления папы Франциска, сосредоточенного на фрагменте Евангелия от Марка (12, 28-34), в котором Иисус отвечает одному из книжников о важнейшей из заповедей, было поощрение к открытию «идолов, скрытых в многочисленных закоулках нашей индивидуальности», к «изгнанию идолов этого мира, которые делают нас врагами Бога», а также – призыв выйти         «на дорогу любви Бога», чтобы отправиться «в путь и достичь» Его царства.

«Не достаточно говорить: „Я верю в Бога, Бог есть единственный Бог”. Но нужно спросить, как ты живёшь этим в своей жизни? Мы можем говорить: „Господь есть единственный Бог, нет другого Бога”, но жить так, как если бы Он не был единственным Богом, и иметь других богов в нашем распоряжении. …Существует опасность идолопоклонства: идолопоклонства, которое нам принёс дух мира сего. И Иисус говорил об этом ясно: нет духу мира. Во время Тайной Вечери Он просит Отца защитить нас от духа мира сего, потому что он ведёт к идолопоклонству». Апостол Иаков тоже говорит очень ясно: „Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу”        (Иак 4, 4). По-другому – не бывает. „Не можете служить Богу и маммоне”. (Мф 6, 24)

Согласно Папе Франциску, дух мира ведёт нас к идолопоклонству и делает это с ловкостью. «Я уверен, что ни один из вас не становится перед деревом, чтобы поклониться ему как божку»; что «никто из нас не имеет фигурок, которым поклоняется у себя в доме». «Идолопоклонство коварно; все мы имеем своих скрытых идолов, а путь жизни, чтобы достичь, чтобы не отдалиться от Царствия Божия подразумевает, что мы должны выявить этих скрытых идолов». Это нелёгкая задача, потому что часто они «хорошо скрыты». Как сделала Рахиль, когда, убегая со своим мужем Иаковом из дома своего отца Лавана, взяла его идолов и положила под седло верблюда, на котором сидела. На просьбу же отца подняться, она отвечала «уклончиво, с оправданиями», чтобы скрыть божков. Так же поступаем и мы, когда держим наших идолов «в укрытии под седлом». Поэтому мы «должны искать их и разрушить, как Моисей уничтожил тельца в пустыне».

Как можно разоблачить этих идолов? Святой Отец Франциск предлагает простой критерий: идолом является то, что заставляет нас вступать в противоречие с заповедью: „Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый”. Поэтому «путь любви Бога – Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею – является путём верности». До такой степени, что «Господь любит сравнивать этот путь с супружеской любовью. Он называет свою Церковь невестой; нашу душу – невестой». «Это путь верности, подобной верности в супружеской любви. Эта верность требует от нас изгнать идолов, выявить их: они скрыты в нашей личности, в нашем образе жизни. Эти скрытые идолы делают нас неверными в любви. Говоря: „Кто друг миру, тот враг Богу”, — апостол Иаков начинает со слова: „Прелюбодеи!”. Он осуждает нас, называя прелюбодеями. Почему? Потому что кто является „другом” миру, тот есть идолослужитель, он неверен любви к Богу».

Иисус предлагает «путь верности», изложенный апостолом Павлом в одном из посланий к Тимофею: «Если мы неверны Господу, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Он есть полнота верности. Он не может быть неверным. Велика любовь, которую Он питает к нам». В то время как мы, – «с нашими маленькими или не очень маленькими идолами, с любовью к духу мира сего», – мы можем стать неверными. Верность является сущностью Бога, Который любит нас.

«Господи всеблагой, научи меня этому пути, чтобы становиться каждый день ближе к Царству Божию, научи меня этому пути, чтобы изгнать всех идолов. Это трудно, но надо когда-то начинать» …

(Обработка проповеди папы Франциска в Доме святой Марфы, 7.06.2013)

 

Становиться орудием Любви (День 6)

Мы услышали из Евангелия, что «встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою». В этих словах уже заключена миссия, вверенная Иосифу Богом: то есть быть хранителем, custos. Хранителем кого? Марии и Иисуса. Но это покровительство распространяется потом на Церковь, как подчеркнул блаженный Иоанн Павел II. (…)

Как осуществляет Иосиф своё призвание быть хранителем Марии, Иисуса, Церкви? Посредством постоянного внимания к Богу, открытости Его знакам, готовности к Его планам, а не к своим. (…) Иосиф – хранитель, потому что он умеет слушать Бога, позволяет вести себя Его воле, и как раз поэтому он ещё более чуток к людям, которые ему вверены, с реализмом умеет истолковывать события, внимателен к тому, что его окружает, умеет принимать мудрые решения.    В нём, дорогие друзья, мы видим, как нужно отвечать на призвание Бога: с готовностью, — но мы видим также, что является центром христианского призвания: Христос! Давайте хранить Христа в нашей жизни, чтобы хранить других, чтобы хранить Творение!

Это призвание хранителей относится не только к христианам, но обладает измерением, которое предшествует и является просто человеческим, оно касается всех. Хранить всё творение, красоту творения, как об этом говорится в Книге Бытия и как показал нам святой Франциск Ассизский: это означает уважать каждое создание Бога и окружающий мир, в котором мы живём. Это означает защищать людей, заботиться обо всех, о каждом человеке – с любовью, — особенно к детям, к пожилым, к самым уязвимым, кто часто находится на окраине нашего сердца. Это означает заботиться друг о друге в семье: супруги берегут друг друга, а как родители они заботятся о детях, и со временем дети становятся хранителями родителей. Это означает искренне дружить, то есть беречь друг друга с доверием, уважением и во благе. В конечном счёте, всё вверено защите человека,       и эта ответственность касается всех нас. Будьте же хранителями даров Божиих! (…)

Пожалуйста, я хочу попросить у всех, кто занимает ответственные посты в экономике, политике и общественной жизни, — у всех людей доброй воли: давайте будем «хранителями» творения, замысла Бога, вписанного в природу, в окружающий мир. Не позволим знакам разрушения и смерти сопровождать путь нашего мира! Но для того чтобы хранить, мы должны заботиться и о самих себе! Будем же помнить, что ненависть, зависть, гордыня загрязняют жизнь! Хранить означает бдеть над нашими чувствами, над нашим сердцем, потому что именно оттуда выходят добрые и злые намерения: те, которые хранят, и те, которые разрушают! Не надо бояться доброты и нежности!

И здесь я добавлю ещё одно: забота, защита требует доброты, требует нежности. В Евангелиях святой Иосиф предстаёт как сильный, смелый, трудолюбивый человек. Но в его душе различима большая нежность – и это не добродетель слабых, а наоборот, означает силу духа и способность в заботе, к состраданию, к настоящей открытости другому, способность любить. Не надо бояться любви и нежности!

(Фрагмент проповеди во время торжественного богослужения на начало понтификата Папы Римского Франциска, 19.03.2013)

Реклама